Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду в Республике Беларусь.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) в Республике Беларусь, являются:

  1. Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2017 г. N 47 «О некоторых вопросах государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки» (в ред. постановлений Совмина от 11.11.2019 N 754,от 30.12.2020 N 772)
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. №1592 «Об утверждении Положения о порядке проведения общественной экологической экспертизы» (в ред. постановлений Совмина от 13.10.2011 N 1370,  от 22.11.2016 N 950, от 30.09.2020 N 571)

В соответствии со ст.7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, являются:

  1. объекты, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300 метров и более, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность; (пп. 1.1 статьи 7 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  2. объекты промышленности (объекты, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), материалов, топлива, энергии, дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, а также с производством товаров, оборудования, машин, механизмов, добычей полезных ископаемых), у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  3. атомные электростанции и другие ядерные установки (за исключением сооружений и комплексов с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (сборками), максимальная мощность которых не превышает 1 киловатта постоянной тепловой нагрузки);
  4. установки, предназначенные для производства или обогащения ядерного материала, регенерации отработавшего ядерного материала;
  5. стационарные объекты и (или) сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов, отработавших ядерных материалов и (или) эксплуатационных радиоактивных отходов;
  6. объекты, на которых осуществляются обезвреживание, переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов;
  7. объекты, на которых осуществляются хранение, использование, обезвреживание и захоронение отходов;
  8. радиопередающие и телепередающие устройства с излучающими антеннами сверхвысокочастотного диапазона (с излучением 10-1 — 10-2 метра или 3 х 109 — 3 х 1010 герц);
  9. тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива установленной суммарной (тепловой и электрической) мощностью 100 мегаватт и более;
  10. республиканские автомобильные дороги, железнодорожные пути, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  11. магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более;
  12. искусственные водоемы с площадью поверхности более 50 гектаров;
  13. объекты, связанные с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  14. объекты хозяйственной и иной деятельности в границах поверхностных водных объектов, за исключением объектов транспортной, инженерной и (или) оборонной инфраструктуры; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  15. плотины высотой 2 метра и более, каналы, за исключением проводящих каналов второго и последующих порядков мелиоративных систем;
  16. водозаборы подземных вод производительностью 5 тысяч кубических метров в сутки и более;
  17. объекты добычи полезных ископаемых (кроме торфа) открытым способом при разведанной площади залегания полезных ископаемых 20 гектаров и более;
  18. объекты добычи полезных ископаемых подземным способом при общем объеме извлекаемой горной породы 250 тысяч кубических метров в год и более;
  19. объекты добычи торфа;
  20. объекты добычи нефти объемом 5 тысяч тонн в год и более из одной скважины;
  21. объекты добычи природного газа объемом 2 миллиона кубических метров в год и более;
  22. установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более;
  23. склады, предназначенные для хранения нефти и (или) нефтехимической продукции объемом 50 тысяч кубических метров и более, а также химических продуктов вместимостью 1 тонна и более;
  24. подземные хранилища газа;
  25. объекты производства целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тысяч тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
  26. объекты производства стекла;
  27. объекты производства передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, производственной мощностью 2,5 тонны в час и более;
  28. объекты горячей прокатки черных металлов производственной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
  29. объекты литья черных металлов производственной мощностью 20 тонн в сутки и более;
  30. объекты выплавки, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), плавильной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
  31. объекты производства древесностружечных плит, древесноволокнистых плит с использованием в качестве связующих синтетических смол;
  32. объекты хозяйственной и иной деятельности (за исключением жилых домов, общественных зданий и сооружений, систем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий в населенных пунктах, расположенных в границах заповедников, национальных парков, заказников): (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)

на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года, и в пределах 2 километров от их границ; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)

в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, за исключением объектов, указанных в подпункте 2.3 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)

в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

в границах типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, переданных под охрану пользователям земельных участков и водных объектов;

  1. объекты хозяйственной и иной деятельности в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, за исключением объектов, указанных в подпункте 2.5 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона; (пп. 1.33 статьи 7 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  2. объекты хозяйственной и иной деятельности на болотах, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь, или территориях, с которых может быть оказано воздействие на эти болота; (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З)
  3. мелиоративные системы проектной площадью 10 квадратных километров и более;
  4. воздушные линии электропередачи напряжением 220 киловольт и более протяженностью 15 километров и более;
  5. объекты хозяйственной и иной деятельности на территории курортов, если они не соответствуют функциональному назначению этих территорий и (или) их размещение предусматривается в границах особо охраняемых природных территорий (пп. 1.37 статьи 7 в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З).

Оценка воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС) проводится при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации и (или) архитектурных и при одностадийном проектировании строительных проектов на возведение и реконструкцию объектов, указанных в статье 7 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», в случае, когда в соответствии с законодательными актами разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не требуется или в проектной документации предусматривается увеличение параметров воздействия объекта на окружающую среду, установленных в заключении государственной экологической экспертизы по объекту на предшествующей стадии.

ОВОС проводится заказчиками, проектными организациями, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

Сведения о проведении ОВОС отражаются в отчете об оценке воздействия на окружающую среду, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2019 N 218-З).

Не проводится оценка воздействия на окружающую среду при реконструкции объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение каждого из следующих условий:

не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на пять процентов от первоначально утвержденной проектной документацией;

не планируется увеличения объемов сточных вод более чем на пять процентов от первоначально утвержденных проектной документацией;

не планируется предоставления дополнительного земельного участка;

не планируется изменения назначения объекта.

Отчет об ОВОС представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Отчет об ОВОС представляется на государственную экологическую экспертизу вместе с предпроектной (предынвестиционной), проектной документацией.

Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с п.11 Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, Программа проведения ОВОС должна содержать:

  • план-график работ по проведению ОВОС;
  • сведения о планируемой деятельности и альтернативных вариантах ее размещения и (или) реализации;
  • карту-схему альтернативных вариантов размещения планируемой деятельности;
  • сведения о предполагаемых методах и методиках прогнозирования и оценки, которые будут использованы для ОВОС;
  • разделы:

«Существующее состояние окружающей среды, социально-экономические и иные условия»;

«Предварительная оценка возможного воздействия альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на компоненты окружающей среды, социально-экономические и иные условия» (указываются виды и масштабы воздействия);

«Предполагаемые меры по предотвращению, минимизации или компенсации вредного воздействия на окружающую среду и улучшению социально-экономических условий» (указывается в том числе информация о возможности естественного восстановления компонентов окружающей среды и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов);

«Вероятные чрезвычайные и запроектные аварийные ситуации. Предполагаемые меры по их предупреждению, реагированию на них, ликвидации их последствий»;

«Предложения о программе локального мониторинга окружающей среды и (или) необходимости проведения послепроектного анализа»;

«Оценка возможного трансграничного воздействия» (в виде отдельных разделов для каждой из затрагиваемых сторон в случае, если планируемая деятельность может оказывать трансграничное воздействие; для каждой из затрагиваемых сторон приводится информация, указанная в абзацах втором — четвертом настоящего подпункта);

«Условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, иных последствий планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный мир, растительный мир, земли (включая почвы), недра, атмосферный воздух, водные ресурсы, климат, ландшафт, природные территории, подлежащие особой и (или) специальной охране, а также для объектов историко-культурных ценностей и (при наличии) взаимосвязей между этими последствиями».

При отсутствии информации по разделам, названным в подпункте 11.5 пункта 11 настоящего Положения, в соответствующем разделе программы проведения ОВОС следует указывать, что информация будет приведена в отчете об ОВОС. В случае предполагаемого отсутствия возможного трансграничного воздействия следует отражать данный факт в соответствующем разделе программы проведения ОВОС.

В случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности:

  • уполномоченной заказчиком проектной организацией готовятся:

уведомление о планируемой деятельности по форме согласно приложению;

запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, одновременно с уведомлением о планируемой деятельности либо после получения письменного ответа затрагиваемой стороны с подтверждением участия в процедуре ОВОС с учетом трансграничного воздействия;

  • заказчиком либо уполномоченной им проектной организацией обеспечивается перевод программы проведения ОВОС и материалов, указанных в подпункте 13.1 настоящего пункта, на английский язык и (или) другой язык по договоренности заинтересованных сторон;
  • заказчик представляет в Минприроды программу проведения ОВОС, уведомление о планируемой деятельности, указанное в подпункте 13.1 настоящего пункта (далее — уведомление о планируемой деятельности), запрос информации о затрагиваемой стороне, необходимой для разработки отчета об ОВОС, на русском, английском или другом языке по договоренности заинтересованных сторон на бумажном и электронном носителях.

Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территориях которых предполагается реализация планируемой деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, совместно с заказчиком с участием уполномоченной заказчиком проектной организации проводят общественные обсуждения отчета об ОВОС, в том числе собрание по обсуждению отчета об ОВОС, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае возможного трансграничного воздействия планируемой деятельности затрагиваемыми сторонами проводятся общественные обсуждения отчета об ОВОС на их территории в соответствии с международными договорами и национальным законодательством затрагиваемых сторон. По инициативе затрагиваемых сторон в общественных обсуждениях на территории затрагиваемых сторон от Республики Беларусь принимают участие представители заказчика и уполномоченной им проектной организации, а также при необходимости представители Минприроды.

Утвержденный отчет об ОВОС, включая условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенные при проведении ОВОС, на бумажном и электронном носителях представляется на государственную экологическую экспертизу.

К утвержденному отчету об ОВОС прилагаются:

уведомление о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС и объявление о проведении собрания по обсуждению отчета об ОВОС (публикация в средствах массовой информации, размещение в глобальной компьютерной сети Интернет);

протокол общественных обсуждений отчета об ОВОС с указанием количества участников общественных обсуждений по административно-территориальным единицам;

протокол собрания по обсуждению отчета об ОВОС с указанием количества участников собрания (в случае его проведения);

протоколы консультаций с затрагиваемыми сторонами, замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие от затрагиваемых сторон по результатам проведения общественных обсуждений и консультаций, и ответы на них;

сводка отзывов, включающая замечания и предложения по отчету об ОВОС, поступившие в ходе проведения общественных обсуждений в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы, заказчику и в проектные организации, указанные в уведомлении о проведении общественных обсуждений отчета об ОВОС, а также аргументированные ответы на них;

условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенные при проведении ОВОС.

Дополнительно к отчету об ОВОС могут прилагаться иные материалы, иллюстрирующие полноту проведенной ОВОС.

Выводы о соответствии или несоответствии проектной документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, содержащиеся в заключении государственной экологической экспертизы, в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте подчиненной Минприроды организации, которая проводит государственную экологическую экспертизу.

Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы административно-территориальных единиц, на территориях которых предполагается реализация планируемой деятельности и территории которых затрагиваются в результате ее реализации, в средствах массовой информации, в которых было размещено уведомление об общественных обсуждениях отчета об ОВОС, а также в глобальной компьютерной сети Интернет размещают:

информацию о том, где можно ознакомиться с утвержденным отчетом об ОВОС, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета об ОВОС;

информацию о принятом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом решении по вопросу о размещении объекта с обоснованием его принятия в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Учет решений, принятых по результатам ОВОС, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае если ОВОС проводилась с учетом трансграничного воздействия, заказчиком представляется в Минприроды на русском, английском и (или) другом языках по договоренности заинтересованных сторон на бумажном и электронном носителях:

утвержденный отчет об ОВОС;

положительное заключение государственной экологической экспертизы, содержащее в том числе анализ выполнения условий для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности, определенных при проведении ОВОС, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения проектной документации;

информация о принятом решении о разрешении строительства объекта с обоснованием его принятия в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения.

По результатам проведения оценки воздействия готовится отчет об ОВОС, который должен включать:

  1. резюме нетехнического характера (в виде отдельного раздела), содержащее краткую информацию о планируемой деятельности и воздействии на окружающую среду, в том числе в трансграничном контексте, и предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации, результатах и выводах ОВОС;
  2. сведения о заказчике;
  3. сведения о целях и необходимости реализации планируемой деятельности (указывается в том числе информация о соответствии планируемой деятельности принятой концепции, программе, схеме отраслевого развития (транспорта, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, мелиорации и других отраслей), утвержденной градостроительной документации);
  4. описание альтернативных вариантов (территориальных и (или) технологических) размещения и (или) реализации планируемой деятельности, включая отказ от ее реализации (нулевая альтернатива);
  5. результаты изучения существующего состояния окружающей среды, социально-экономических и иных условий на территории Республики Беларусь и затрагиваемых сторон в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;
  6. описание основных источников и возможных видов воздействия на окружающую среду каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
  7. прогноз и оценку изменения состояния окружающей среды и социально-экономических и иных условий в результате реализации каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности. При этом учитываются существующие источники воздействия в зоне влияния планируемой деятельности и особенности состояния окружающей среды;
  8. описание мер по улучшению социально-экономических условий и предотвращению, минимизации или компенсации значительного вредного воздействия на окружающую среду в результате реализации альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности;
  9. прогноз возникновения вероятных чрезвычайных и запроектных аварийных ситуаций и оценку их последствий, описание мер по предупреждению таких ситуаций, реагированию на них, ликвидации их последствий;
  10. обоснование выбора приоритетного варианта размещения и (или) реализации планируемой деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов. В случае отсутствия альтернативных вариантов размещения объекта в качестве альтернативного варианта размещения объекта рассматривается отказ от реализации планируемых намерений;
  11. информацию (в виде отдельных разделов) об оценке возможного значительного вредного трансграничного воздействия каждого из альтернативных вариантов размещения и (или) реализации планируемой деятельности на окружающую среду каждой из затрагиваемых сторон и о предполагаемых мерах по его предотвращению, минимизации или компенсации;
  12. описание программ локального мониторинга окружающей среды и (при необходимости) послепроектного анализа деятельности объекта;
  13. основные выводы по результатам проведения ОВОС;
  14. оценку достоверности прогнозируемых последствий реализации планируемой деятельности с указанием выявленных при проведении ОВОС неопределенностей;
  15. условия для проектирования объекта в целях обеспечения экологической безопасности планируемой деятельности с учетом возможных последствий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и связанных с ними социально-экономических последствий, иных последствий планируемой деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный мир, растительный мир, земли (включая почвы), атмосферный воздух, водные ресурсы, климат, ландшафт, природные территории, подлежащие особой и (или) специальной охране, а также для объектов историко-культурных ценностей и (при наличии) взаимосвязей между этими последствиями.

К отчету об ОВОС должны прилагаться результаты измерений в области охраны окружающей среды, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, документы об образовании, подтверждающие прохождение подготовки по проведению ОВОС по соответствующим компонентам природной среды, физических лиц, выполнявших ОВОС.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 10.08.2021 г.