Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного окружающей среде
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде являются:
- Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII);
- Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»;
- Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г., № 1042 (далее – Положение №1042).
Базовые положения, регламентирующие порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, содержатся в ст. 101–103 Закона № 1982- XII.
Согласно ст. 1 Закона № 1982-XII, вред, причиненный окружающей среде, — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.
Процедура возмещения вреда, причиненного окружающей среде, начинается с установления факта причинения такого вреда.
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:
- сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);
- время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;
- результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;
- размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде подписывается должностным лицом, установившим этот факт.
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
Факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством Республики Беларусь.
Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин.
Если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей помимо возмещения экологического вреда приостановить до устранения выявленного нарушения либо запретить такую деятельность.
Положением №1042 устанавливается порядок исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде.
Факт причинения вреда окружающей среде устанавливается и фиксируется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды), Министерством лесного хозяйства (далее — Минлесхоз), Министерством сельского хозяйства и продовольствия (далее — Минсельхозпрод), их территориальными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции (далее — уполномоченные государственные органы).
Вред окружающей среде считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:
- выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в действующем разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении, в случае если установление таких нормативов обязательно в соответствии с законодательством;
- выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от организованного стационарного источника выбросов без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством; (в ред. постановления Совмина от 23.10.2020 N 603)
- выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух в результате сжигания топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов в местах и (или) устройствах, не предназначенных для их сжигания, за исключением обстоятельств, обусловленных контролируемым сжиганием, инициированным аварийно-спасательными службами;
- неиспользование газоочистной установки при работе подключенного к ней технологического оборудования или использование газоочистной установки, не обеспечивающей очистку газа от загрязняющего вещества или его обезвреживание до концентраций, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении;
- содержание загрязняющих веществ в отработавших газах двигателей мобильных источников выбросов, проверенных на объектах контроля у лиц, осуществляющих на момент проверки их эксплуатацию, с превышением норматива хотя бы по одному загрязняющему веществу на одном из режимов работы двигателей;
- сброс сточных вод в поверхностный водный объект с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, повлекший повышение температуры в контрольном створе поверхностного водного объекта (за исключением технологического водного объекта) по сравнению с естественной его температурой в фоновом створе от 3 и более градусов Цельсия;
- сброс сточных вод в поверхностный водный объект, произведенный с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, установленных в действующем разрешении на специальное водопользование или комплексном природоохранном разрешении в случае, если установление таких нормативов обязательно в соответствии с законодательством;
- сброс сточных вод в окружающую среду без разрешения на специальное водопользование или комплексного природоохранного разрешения, если получение такого разрешения обязательно в соответствии с законодательством;
- попадание (поступление) отходов в поверхностный водный объект;
- незаконное размещение в окружающую среду побочных продуктов производства (молочной сыворотки, навоза, помета);
- деградация земель (включая почвы), определяемая по видам и показателям согласно приложению 1;
- незаконное уничтожение лесных культур, подроста, молодняка естественного происхождения или самосева на участках лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления;
- незаконное повреждение деревьев или кустарников не до степени прекращения роста сверх установленных норм при проведении лесохозяйственной и иной деятельности;
- незаконное повреждение не до степени прекращения роста деревьев, кустарников в населенных пунктах;
- незаконная рубка (рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов; рубка не тех пород, на которые выданы лесорубочный билет, ордер; рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере); (в ред. постановления Совмина от 23.10.2020 N 603)
- незаконные удаление, изъятие, уничтожение деревьев или кустарников, не входящих в состав лесного фонда; (в ред. постановления Совмина от 23.10.2020 N 603)
- повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста; (абзац введен постановлением Совмина от 23.10.2020 N 603)
- самовольное и (или) с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды, иного законодательства сенокошение;
- незаконный выпас скота (выпас скота на природных территориях, подлежащих особой и (или) специальной охране, в соответствии с режимом охраны и использования которых выпас скота не допускается; выпас скота в границах лесного фонда без лесного билета, либо на участках лесного фонда, не указанных в лесном билете, либо с превышением количества скота, указанного в лесном билете, а также не тех видов скота);
- незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню (кроме газонов, цветников, лесной подстилки, живого напочвенного покрова), а также стерни и пожнивных остатков;
- уничтожение либо повреждение сеянцев или саженцев в питомниках, на плантациях;
- незаконный, включая самовольный, сбор и (или) уничтожение лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы, на площади свыше трех квадратных метров, а при проведении лесохозяйственной и иной деятельности — свыше установленных норм;
- незаконное изъятие или уничтожение дикорастущих ягодных растений без изъятия, уничтожения живого напочвенного покрова;
- незаконные сбор или заготовка дикорастущих растений, имеющих лекарственное, пищевое, техническое и иное значение, или их частей;
- незаконное повреждение или уничтожение дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь или охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, и (или) их частей;
- уничтожение, повреждение газонов, цветников;
- незаконное изъятие или уничтожение диких животных, включая гибель рыбы или других водных животных;
- уничтожение или повреждение муравейников, гнезд, нор или жилищ диких животных, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
- незаконный сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; (в ред. постановления Совмина от 02.07.2021 N 388)
- аварийное загрязнение окружающей среды;
- засорение отходами окружающей среды; (абзац введен постановлением Совмина от 02.07.2021 N 388)
- иное причинение вреда окружающей среде, размер возмещения которого определяется по установленным Президентом Республики Беларусь таксам, а также другое вредное воздействие на окружающую среду, связанное с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.
Результаты локального мониторинга окружающей среды не являются основанием для установления факта причинения вреда окружающей среде, за исключением данных, полученных с использованием автоматизированных систем контроля (часть вторая п. 3 в ред. постановления Совмина от 02.07.2021 N 388), (п. 3 в ред. постановления Совмина от 25.08.2017 N 648).
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии либо невозможности применения – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Порядок определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен лицом, причинившим вред, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, содержащимися в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды за счет лица, причинившего вред окружающей среде, производится в сроки, установленные в предписаниях государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, содержащихся в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо в решении суда в соответствии с законодательством и необходимые для проведения работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательством, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, указываются:
- сведения о государственном органе, предъявляющем претензию (наименование и место нахождения государственного органа);
- сведения о лице, причинившем вред (фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица);
- обстоятельства, на которых государственный орган, предъявляющий претензию, основывает свои требования, со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;
- расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, способы и срок его возмещения, реквизиты банковского счета, на который следует перечислять средства для возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
- размер средств, направляемых на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, если вред, причиненный окружающей среде, возмещается лицом, причинившим его, посредством такого восстановления.
При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.
К претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде.
Государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции, в случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, может заявить требование в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке приказного производства в случаях и порядке, предусмотренных хозяйственным процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.